Манипуляции: волки и овцы

Дата
18.09.2021

Кто-то управляет нами или мы кем-то? OOPS! решил разобраться, в какие «игры разума» мы играем в 21 веке

манипуляции: всегда ли плохо?

Психологи́ческая манипуля́ция (от лат. manipulus — горсть, manus — рука) — это вид социального воздействия, направленный на изменение восприятия или поведения других людей с помощью обмана или скрытых действий в интересах манипулятора. 

Не все социальные воздействия (и даже манипуляции) можно причислить к нечестным и эгоистичным. Если они уважают права другого человека и не являются принудительными, то вопрос остается открытым. Не стоит шеймить кого-то, называя манипулятором, сначала нужно разобраться во всём.

В чем разница: социальное воздействие или манипуляция

Возьмём для примера культовый фильм «The Grease» («Бриолин»). Главные герои, Сэнди и Дэнни меняют свой внешний вид, чтобы понравиться друг другу. В конце фильма мы видим девушку, любящую длинные юбки в пол пастельных тонов и ленточки в волосах, в чёрных кожаных штанах и куртке, с яркой помадой и сигаретой. На неё несомненно повлиял стиль одежды рокерской субкультуры 90-ых и советы новых подруг. Дэнни, глава банды плохих парней с бриолиновыми прическами, появляется в кремовом кардигане. Это пример того, как люди без посторонних манипуляций сами меняются ради друг друга. В фильме «Это все она» и его ремейке «Это все он» герои заключают пари и манипулируют будущими партнерами, сближаясь с ними. Они вторгаются в их личные границы и меняют их внешний вид под свою социальную касту.

как различать плохие и хорошие манипуляции

Почему это важно

Мы все манипуляторы и жертвы в разных социальных контекстах и ролях (дружба, любовь, менторство). Отсутствие обмана и насильственного воздействия в отношениях обеспечивает их «здоровое» развитие. Согласись, если ты хочешь приготовить вкусный пирог из инжира, то вряд ли возьмешь гнилые плоды. 

А ещё социальные воздействия неизбежны (потому что ты не живешь на изолированном острове где-то в Ирландии), а манипуляции можно вычислить и прекратить.

Манипуляции: волки и овцы
Иллюстрация (Januz Miralles’s Eerie Digital Manipulations)

Волк среди стада овец: как распознать манипулятора

Он:
• скрывает агрессию, может быть пассивно-агрессивным
• знает уязвимости и триггеры жертвы, использует их в своих целях
• достаточно жесток или эмоционально не развит, чтобы не думать о причинённом жертве вреде
• притворяется невинным
• по-разному взаимодействует с вашими общими знакомыми
• стремится к одобрению и авторитету
• не доверяет другим, поэтому использует «психологические поводки».
• боится одиночества и провала.

Что если ты и есть «голодный волк»

Нет ничего необычного в том, чтобы использовать безобидные манипуляции, дабы заполучить то, что хочешь, однако «ложь во спасение» и «ложь психопата» отличаются. 

Не переходи границы другого человека, защищая себя и свое мнение, старайся меньше перекладывать вину на знакомых или обстоятельства, признавай ошибки и говори чётко о своих намерениях.

Что мы используем открыто и не скрываем

В известной книге «Психология убеждения» (1984) Д.Чалдини выделяет 6 принципов, которые применяют даже в современном UI/UX дизайне, не говоря уже о промо-кампаниях Apple, MacDonalds и Vogue. Мы разберем, как они влияют на нас и как можно влиять  с помощью них на других:

  1. Взаимность: «отзеркаливание» лежит в основе человеческого поведения (некоторые даже используют его в переписках на tinder, а многие блоггеры по отношениям советуют «отзеркаливать» даже stories потенциального партнера, звучит «creepy»?). Иными словами, если человек говорит тебе комплимент или приветствует тебя, ты отвечаешь тем же. Если журнал предлагает бесплатный чек-лист осенних дел за подписку, то грех не согласиться. В глубине души нам всем нравятся выгодные сделки и взаимный обмен. С помощью этого принципа можно проверить и симпатию человека к тебе телесным путем. Психологи утверждают, что если ты зевнешь рядом с парнем своей мечты, и он повторит это, значит, долгое время наблюдал за тобой. 
  2. Последовательность и серьезность намерений: люди, которые пробуют мини-версию продукта, например, тюбик крема для рук, имеют больше шансов купить его. Назначив встречу с тобой, человек заинтересован больше в том, чтобы она состоялась, так как первые шаги уже сделаны. Дело в том, что неизвестность пугает нас. Мы стремимся быть рядом с последовательными и стабильными людьми. Обратный принцип (нарушение договоренностей и эмоциональные качели) манипулирует человеком негативно.
  3. Социальная значимость: стремясь быть особенными, мы все равно пьём одинаковый кофе, носим модную одежду и читаем одни и те же блоги. Нам важно быть «на волне». Так, бренды манипулируют нами. В свою пользу этот принцип можно удачно «опрокинуть» на собеседовании. Работодатель почувствует себя комфортнее с кандидатом, который одет в узнаваемый бренд или пьет колу, так как его мозг не будет пытаться заполнить «пробелы» неизвестности.
  4. Личные предпочтения: мы доверяем советам друзей и тех, кого считаем похожими на нас или на кого равняемся. Поэтому в рекламе часто снимаются известные актеры. Чтобы убедить знакомого попробовать что-то, достаточно упомянуть удачный опыт других друзей.
  5. Дефицит: люди ценят то, что менее доступно. Они считают: то, что есть везде, скорее всего, никому не нужно. Этот принцип оказывается очень глубоким, если перевести его на язык любви.
  6. Авторитет: ты тоже испытываешь слабость к людям в белых халатах? Из-за ассоциаций с настоящими докторами у нас появляется доверие даже к незнакомцам. Если хочешь казаться авторитетнее, то следи тщательнее за своим внешним видом, предпочитая деловые костюмы свитерам с котиками.

Дневник начинающего манипулятора

Если ты хочешь попробовать себя в «небольших манипуляциях», то мы не будем тебя останавливать:
  • называй имя человека чаще, подчеркивая так его важность, если хочешь понравится ему или укрепить вашу дружбу (это действие можно сопровождать непринужденным телесным контактом)
  • делай комплименты и «отзеркаливай» язык тела (например, поправляй волосы, как и он, или замечай детали в его образе)
  • не говори прямо о своих желаниях, дай ему возможность предугадать их
  • внимательно слушай и запоминай мелочи (так можно почерпнуть идею новогоднего подарка)
  • сохраняй спокойствие и чаще смотри в глаза, демонстрируя заинтересованность и уверенность (можно сделать также комплимент цвету глаз другого человека, подчеркнув, что ты наблюдаешь за ним)
  • разрывай шаблоны по отношению к себе, запутывая людей, не позволяй предугадывать свои действия. Например, скажи на первом свидании, что между вами ничего не может быть, а затем поцелуй его
  • техника тройного «да»: чтобы получить утвердительный ответ задай собеседнику три лёгких вопроса на другую тему с этим ответом, а затем свой собственный вопрос, и он согласится

Что почитать и посмотреть?

Автор текста: Аблёзгова Диана