Что такое современный театр? Разбираемся с экспертом Любимовки

Дата
02.09.2021

Вокруг часто говорят о современном театре, а ты не знаешь, про что это и как его смотреть? Разобрались в этой теме с режиссёром Юрием Шехватовым, арт-директором фестиваля «Любимовка». 

Кстати, фестиваль молодой драматургии «Любимовка» проходит в Москве — с 2 по 10 сентября. Вход свободный, нужно только пройти регистрацию — все подробности на сайте

Что такое современный театр

Современный театр — это общее название для сразу нескольких направлений театрального перфоманса наших дней. Сюда входит:

  • документальный театр;
  • пластический театр;
  • театр художника;
  • иммерсивный театр;
  • театр одного актёра; 

Это далеко не весь список. Всё это формируется не на пустом месте — причиной тому изменчивое общество, новые технологии и сам зритель. Как и любая сфера, театр ищет новые способы реализации себя — как когда-то давно художники стали писать авангард после появления первых фотоаппаратов. 

У зрителя сейчас другие чувства, окружение и реальность: показать Шекспира в традиционных костюмах прошлого, не меняя сюжета — уже слишком банально и просто (хотя по-своему прекрасно — не будем умалять значения и величия традиционного театра). 

что такое современный театр

Традиционный театр затрещал по швам ещё в 1960-х — время изменилось, мир уже встал на твёрдую почву после масштабной войны. Новые технологии развивались, а мораль — менялась, как и цели людей, их мечты и восприятие. Нужно было менять и театр — как раз в 1969 году мир услышал имя Роберта Уилсона — его до сих пор знают, как одного из самых известных режиссёров постдрамы. Если объяснять просто, постдрама — это когда театр не выглядит так, как мы себе его обычно представляем: на сцене может не быть актёров, может стоять бассейн с водой, а на фоне играть песня «Дельфина». 

Вернёмся к Уилсону: его спектакли не были основаны на произведениях — они брали текст лишь как одну из многих составляющих, не делая его фундаментом. Уилсон размышлял образами и цветом; текстом, как отдельным от говорящего объектом. Поэтому его спектакли часто относят и к визуальному театру — те же «Сказки Пушкина». 

Как раз в это время современный театр развивается во всём мире — похожие тенденции сохранились и до сих пор. Театр демократизируется, становится ближе к зрителю и берёт его в свою реальность. Например, променад-спектакли, где для того, чтобы увидеть спектакль, нужно его пережить — на зрителя (вернее будет назвать его актором) надеваются наушники и в голове звучит голос, который говорит что делать, куда смотреть и о чём думать. То же происходит в постановках, где зритель сам определяет концовку сюжета, решая, что будет дальше. 

В России яркими представителями постдраматического театра являются Дмитрий Волкострелов (например, его «Лекция о ничто»), Всеволод Лисовский и его «Молчание на заданную тему».

что такое современный театр

Почему современный театр часто отходит от изначального сюжета и содержания пьесы

Всё просто — это самостоятельное произведение. Как художественный фильм про историческую личность не претендует на подлинность всех показанных событий, так и современный театр не стремится к полному соответствию произведению. И так даже интереснее — можно увидеть, как интерпретируют один и тот же текст разные режиссёры, как играют одну и ту же роль разные актёры. 

Резонанс в голове возникает, потому что мы видим не то, что ожидаем: это не тот образ театра, про который нам говорили в детстве. Это не то искусство, которое мы привыкли считать искусством — поэтому часто от тех, кому не понравилось современная постановка или любое другое произведение культурного труда можно услышать  «Современное искусство — не для всех». Пожалуй, для всех — вот только отказаться от стереотипов и воспринимать происходящее на сцене без мыслей о том, «как дóлжно» — получается не у каждого. 

Сейчас театр в России, по сравнению с театром в СССР, гораздо более свободный и многообразный. Театроведы придерживаются мнения: режиссёры, актёры и сценаристы гораздо меньше хотят быть похожими на кого-то — хотят вдохновляться работами прошлого, восхищаться работами настоящего, но создавать своё — отличное от всего. 

Совместимость современного театра с школой морали (эту функцию часто приписывали традиционному театру прошлого) для многих становится нелогичной. Но театр сейчас — это про то, как показать изменчивость мира, формы, сознания. Время, пространство и люди подвижны — и это главный урок современного театра. 

Какая роль теперь у зрителя

Как мы писали выше — зритель больше не вторичный элемент. Прошлый опыт зрителя, его воспоминания — также важны, как и видение автора и режиссёра. Смысл спектакля рождается не на сцене, а в голове тех, кто его смотрит — плохо это или хорошо, но сейчас происходит именно так. 

«Ассоциативный ряд зрителя — это самое ценное в театре и искусстве вообще. Без зрителя ничего не происходит, зритель и его эмоции должны становиться всё более равноправными со всем остальным в театральном процессе».

Юрий Шехватов

Благодаря развитию наук о сознаниии человека в XX веке начинается погружение и художника в эти знания. Теперь художник размышляет о том, как зрители воспримут его произведение — эксперименты с воздействием на разные органы чувств, отрыв объекта от звука, осязательных ощущения от картинки или привычного образа. 

Как понимать современный театр

Павел Руднев, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России, считает, что быть зрителем — это отдельное искусство. Нет, это не значит, что теперь нужно заказать кучу книжек про театр и пересмотреть спектакли с ручкой и блокнотом — нужно уловить язык режиссёра спектакля, понять правила игры, по которым будет ясно, как воспринимать художника дальше. Иногда такого «коннекта» не случается — может, виноват и сам творец, а может, зритель не готов воспринимать то, что не близко его представлениям. 

«Театроведы и критики могут помочь лучше разобраться в тонкостях той или иной постановки. Но такого понятия как «понимать» не должно быть вообще. Высказывание или трогает, или нет — это единственный критерий.

Если всё же возникает такой вопрос, то стоит определиться, с какой целью нужно распознавать эти тонкости. Если есть желание самому создавать театральные постановки — важно действительно разобраться, но это просто инструментарий как в любой другой профессии. Для восприятия непрофессионала пригодится скорее простая насмотренность.

Театром нужно просто наслаждаться. Я уверен, что главное в искусстве — ничего от него не ожидать, ни высокой морали, ни «правильности». Тогда всё случится».

Юрий Шехватов

Как разбираться в современном театре: читаем, слушаем и смотрим

От Яндекса есть гид по типам современного театра, написанный очень доступным языком — советуем. 

Ещё можно послушать лекции Павла Руднева и его подкаст «В своём репертуаре» с Варварой Шмыковой (наверное, знаете по «Чикам»). 

Из книжек рекомендуем «Апологию театра» В. В. Мирзоева — легко читается и хорошо совместимо с современными реалиями, без исторического занудства. 

Вообще советуем подписаться в любых социальных сетях на аккаунты про театр, чтобы видеть, на кого сейчас стоит обратить внимание и на какой спектакль пойти на этой неделе. В группах подобного содержания часто выкладывают и уже отгремевшие спектакли.

Подпишитесь и на соцсети местных театров — точно не пропустите приезд иногороднего или иностранного коллектива и услышите о премьере первыми. Часто в таких группах бывают и онлайн-читки — обычно такое практикуют в частных театрах. 

За кем следить в современном театре

«Сложно выделять конкретные имена. Но мне нравится, что делают Екатерина Августеняк, Светлана Петрийчук, Ася Волошина, Викентий Брызь. Есть имена, которые совсем на слуху, но их всё равно стоит произнести — это Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, Михаил Дурненков. Из режиссёров для меня важны работы в театре и кино Виктора Рыжакова и Кирилла Серебренникова. Но не только, конечно». 

Юрий Шехватов

Что по «Любимовке»

Крупнейший фестиваль молодой драматургии в России «Любимовка», который пройдет с 2 по 10 сентября впервые в театре «Современник», опубликовал на сайте полное расписание читок и специальных мероприятий. 

В основной программе будут представлены 24 пьесы авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Уфы, Львова, Баку, Минска, Владивостока, Софии, Казани, Екатеринбурга и Воронежа.

«Какие-то выводы можно делать уже после фестиваля, когда пьесы прозвучат — в этой возможности опробовать звучание текста и есть одна из главных задач Любимовки. Но на этапе чтения мне отдельно запомнились пьесы «Ленточки», «Местоимения меня», «Чёрная пурга» и «Семь первых работ Алины». Внимание стоит обратить и на пьесы Зухры Яниковой — яркий дебют с текстами сразу в двух программах фестиваля, что случается довольно редко».

Юрий Шехватов

Текст: Даша Алексеева