Почему k-pop так популярен: разбираемся в феномене корейской музыки

Дата
22.08.2021

K-pop выделяется ритмом, словами и танцевальными движениями, которые за кумирами повторяют многочисленные фанаты онлайн и офлайн. Рейтинги музыки этого жанра растут с каждым годом, а фанбаза становится всё шире. В чём секрет успеха, как быть популярным с 1$ в кармане и сколько мешков риса стоит одно выступление популярной корейской группы – читайте в лонгриде на OOPS!

k-pop группы

Что такое k-pop и как он стал популярным

K-pop охватывает и смешивает множество стилей: тут есть элементы техно, диско, хип-хопа, R&B, рэпа, рока и электро. Даже в корейских версиях песен используются английские слова в припевах и названиях, чтобы привлечь как можно больше аудитории. 

Запоминающиеся слова или catch phrase обычно сопровождаются синхронными движениями, а клипы имеют яркие и динамичные кадры – так, чтобы хит оставался в голове ещё долго. Вспомним хотя бы известное всем движение «gangnam style»

K-pop группы обычно состоят из пяти человек, но есть и те, где участников действительно много и все они дополняют друг друга для достижения наилучшего результата: Super Junior и EXO (12), Girls’ Generation (9).

На американском рынке первыми среди кейпоперов стали Wonder girls с песней на английском языке «‎Nobody» в 2009 году. Группа гастролировала с Jonas Brothers. 

За ними последовали и Girls’ Generation. А уже в 2012 году k-pop прославился на весь мир благодаря песне «‎Gangnam Style» от PSY. Это было первое видео в мире, набравшее миллиард просмотров за всю историю YouTube. 

Почему k-pop так популярен: разбираемся в феномене корейской музыки
Популярность запроса "k-pop" в Google. Самый высоий показатель - 2012 год

В 2013 году Super Junior провел международный тур «‎Супер Шоу 5» по всему миру. 

K-pop достиг важной вехи в 2014 году: выступление корейских музыкантов впервые заняло первое место в ежегодном рейтинге Billboard. Это были 2NE1 и их альбом «Crush».

А в 2016 году k-pop оказался в центре внимания снова: читатели журнала TIME активно голосовали за BIGBANG. Группа заняла второе место в Топ-100 самых влиятельных людей, по версии журнала. Глобальность корейского феномена уже трудно было отрицать. 

Популярность k-pop постоянно растёт: в 2020 году BTS стали самой популярной группой в России на Spotify. В рейтинг попала и женская южнокорейская группа BLACKPINK

Как попадают в k-pop

С 1990 года существует некая стратегия развития групп и работы компаний-гигантов. Сначала строго отбираются подростки 10-12 лет, которые хотят прославиться. Самые талантливые остаются в агентстве и обучаются танцам, вокалу, иностранным языкам и умению вести себя на публике. Обычно для последнего вырабатывается и стратегия поведения каждого из участников будущего коллектива. 

Примерно через год-два выпускают первые альбомы, проводят сессии с автографами, выпускают брендированную одежду, аксессуары и просто всякие безделушки с изображением идолов. Кстати, именно мерч приносит огромные капиталы агентствам. 

Почему k-pop так популярен: разбираемся в феномене корейской музыки

То, на что СМИ часто обращают внимание – это контракты идолов со своими продюсерским компаниями. В них обычно прописано, что восходящая знаменитость должна вернуть все деньги, потраченные на развитие и продвижение его в мире поп-культуры Южной Кореи. Для понимания, на одного участника обычно тратят около одного миллиона долларов. Кроме того, долг постоянно растёт: нужно оплачивать и текущие вложения агентств. По итогу сами k-pop-исполнители не такие уж и богатые ребята. 

Как живут и работают айдолы или идолы

Чтобы понять, почему корейские музыканты – это идолы, расскажем любопытный факт: перед выступлением уже упоминаемой группы BIGBANG фанаты выставили мешки с рисом в дар музыкантам. Так фанаты демонстрируют свою поддержку и преданность – позже эти мешки с рисом идут на благотворительность (кстати, крупы было столько, что прокормить можно 60 000 человек). 

Корейские звёзды выглядят идеально: от тона и гладкости кожи, до малейших черт поведения и жизни вне сцены. Участники BTS, например, сбегали на несколько минут, чтобы съесть фастфуд или прятали от менеджеров мороженое. Многие из них идут на операции по улучшению внешности, чтобы больше походить на западные идеалы красоты: увеличение глаз за счёт приподнятия век, v-образных подбородок, изящный нос, стройное тело и, конечно, бархатистая кожа. 

Важную роль играет сексуальность k-pop исполнителей, однако они не так откровенно одеваются и ведут себя как американские коллеги. Всё это, опять же, чтобы привлечь максимальное количество аудитории: консервативную Азию и раскрепощённый Запад. 

Личность и поведение ребят тоже продуманы: они все действуют согласно выбранной стратегии группы. То есть каждый выполняет свою роль: кто-то милый мальчик на переднем плане, кто-то играет плохого парня и так далее. 

Романтические отношения чаще запрещены до конца карьеры, которая длится примерно 10 лет, пока участники группы молодые и обаятельные. В некоторых компаниях такого запрета нет, но есть ограничение: нельзя рассказывать об этих отношениях. Конечно, есть и случаи, когда после завершения карьеры в лейбле ребята остаются популярны и как самостоятельные артисты. Например, G-Dragon, IU, Hyuna.

Строго и с общением с родными: нельзя переписываться и созваниваться, посещения только по предупреждению руководства. Такое отсутствие контактов ведёт к неизбежным преступлениям по отношению к стажёрам: насилие несовершеннолетних (напомним, в лейбл попадают в 10-12 лет), харрасмент, избиение старжёров. К этому прибавляется жестокость фанатов, о которой можно прочитать ниже. Последствия – самоубийства, суды и психические расстройства у идолов. 

Айдолы живут по контракту и почти не получают денег за свои выступления. В видео ниже бывший участник k-pop группы JJCC Принц Мак рассказывает, что получал всего лишь 1-2$ в день, пока работал на лейбл. Примерно во всех группах есть одна тенденция: 80% прибыли идут агентству, а 20% – делятся между всеми участниками группы. 

Почему этот жанр так популярен 

Формула успеха корейской поп-культуры обсуждается многими исследователями. Но все приходят к общему выводу: весь успех кроется в чёткой структуре бизнеса. 

  1. Обучение идолов
  2. Гибридный музыкальный жанр
  3. Идентичность
  4. Активное использование соцсетей и формирование фанбазы
  5. Государственная поддержка

Практически всеми успешными корейскими группами занимаются компании-гиганты (SM Entertainment, YG Entertainment  и JYP Entertainment) в индустрии музыки. Именно эти компании являются агентствами, в которых ищутся, воспитываются, продвигаются и продаются таланты.

Почти все произведения k-pop искусства – это коллективное творчество, которое использует лучшие ресурсы для создания хитов. Песни пишут как отдельные люди, так и сами участники. Кроме того, важны и смыслы песен: часто это подростковые и молодежные темы. Например, депрессия, отношения с социумом, первая любовь, расставание или дружба. 

Исследователь k-pop Джон Ли в 2015 сформулировал ещё несколько важных пунктов успеха корейской музыки, которые показывают её ориентированность на экспорт и международный рынок:

  • техно-ритм
  • запоминающаяся фраза и танцевально движение
  • стратегия группы

K-Pop – одна из самых быстрорастущих мировых сенсаций и феноменов. 

k-pop группы

Как работает SM Entertainment, крупнейшее развлекательном агентство

Это по сути выпуск идолов на производственной линии завода – тоже есть сертификаты качества, тоже чёткий контроль изделия (музыканта) и абсолютно рыночные условия продажи и продвижения. 

В k-pop используется гибрид национальной идентичности и ориентирования на Запад – своеобразный ответ Азии на мировой рынок развлечений. 

Есть и другой жанр, который очень схож с k-pop – j-pop. Это японский жанр, в котором тоже существуют некие «идолы», однако о нём почти ничего не слышно и это показывает основное отличие k-pop и структуру его успеха: активная работа с соцсетями, настроенная на постоянное развлечение фанатов и расширение аудитории. J-pop же не дистрибутирует свои клипы на Ютуб, нельзя найти официальную страничку ребят в соцсетях, а в Spotify не послушаешь их песен. Это закрытая от внешнего мира музыка, в то время как k-pop – это бизнес и стратегия. 

Наверное, возникает вопрос: а зачем так стремиться к экспорту? Всё просто – рынок в Корее совсем маленький, потому что и жителей там немного. А значит, смысла вкладывать деньги в проекты, которые будут иметь пару тысяч аудитории – нет. Ещё один фактор в пользу внешнего рынка – низкая цена на музыку в Корее. Там скачать песню стоит ничтожно мало в отличие от цен в том же iTunes или по подписке на Spotify. 

Почему фанаты k-pop – это больше, чем фанаты в нашем привычном понимании

Как показывают многочисленные исследования: корейцев слушают девушки (90%) старше 20 лет (53%). Почему эти цифры важны? Всё потому что именно на них и работают развлекательные компании: если много молодежи – значит используем современные дизайны, активно продвигаем в соцсетях. Если девушки – важно создать образ с эмоциональной привязкой, чтобы вызвать больше сочувствия и близости с исполнителем. 

Главным каналом распространения и прослушивания корейской музыки (да и музыки вообще) является YouTube – именно там происходят первые знакомства с группами.  Здесь же: общение фанатов в комментариях, фанатские нарезки моментов с любимыми идолами под музыку, кавер-танцы (повтор танца из клипа или выступления группы), видео k-pop in public (то же, что кавер-танец, только в общественных местах) и так далее.

Кейпоперы любят этот жанр и чувствуют свою принадлежность к всеобщему распространению, свой вклад в общее дело. Они копируют движения, делают косплеи, снимают пародии и делают мемы – а развлекательные гиганты это поддерживают и дают им поле для участия в контенте. 

Единственная проблема заключается лишь в том, что зачастую приходится доказывать свою любовь к любимому фэндому. И доказывать не обоями на телефоне, твитами, подписками или плейлистом, а реальными вложениями в доход группы. Часто осуждается недостаточное вложение: когда покупается не физическая копия альбома, а виртуальная, например. 

Примечателен вот какой случай: в Китае (в Пекине) праздновали день рождения Марка Туана из GOT7: бесплатно раздавали прикольные наборы для фанатов. Но прежде чем получить набор, нужно было ДОКАЗАТЬ достаточную принадлежность к фанбазе. Всех просили показывать скрины оплаты мерча, спрашивали про покупку дисков группы и коллективно решали, достоин ли фанат бесплатного приза. 

Кейпоперы чаще всего разделяют понятия «просто слушателей» и тех, кто является «истинным» фанатом: первые определяются как простые любители культуры, а вот вторые – люди, которые прилагают усилия, чтобы оплатить развлекательный контент кумиров. Чтобы быть «истинным» фанатом нужно вкладывать деньги и время: шерить контент кумиров, покупать и постоянно поддерживать любимых исполнителей, делать милые видюшки и создавать творческие проекты по мотивам. Наверное, такой развитой и стратегической фанбазы нет ни у одного другого жанра в мире. 

Есть некая идея среди исследователей корейского феномена о том, что такие огромные добровольные вложения фанатов – это высказывание недовольства тем, как ведут бизнес агентства-гиганты. Но, к сожалению, пытаясь помочь любимым boy’s и girl’s bands неизбежно помогаешь и компаниями, которые их спонсируют. 

Такие вклады требуют отдачи со стороны участников группы: свадьба одного из участников, сближение с другими группами всегда влечёт за собой агрессию фанатов и бойкоты. Обычно именно «истинные» фанаты наиболее требовательны к своим кумирам. 

Про самые громкие случаи можно прочитать здесь

k-pop группы

Значение k-pop для Южной Кореи и мира

Государство поддерживает эту индустрию грантами и законами, низкими процентными ставками на кредиты и субсидиями, но так было не всегда. Примерно до 1990 года у экономики Кореи были совершенно другие ценности, а дальше – произошёл кризис в Азии и пришлось пересмотреть свои взгляды на развитие. Было принято решение развивать культурную составляющую экономики, чтобы привлечь туристов, поднять доверие к корейской продукции (например, маркам Samsung и LG). Важно понимать, что популяризация Кореи и «корейские волны» начались с другого вида развлечения – дорам, популярных в 1990 году в странах Азии. 

Сейчас же происходит развитие всех сфер Южной Кореи, ориентированных на экспорт: огромная популярность у корейской косметики и у корейского кинематографа, который прогремел на весь мир премьерой «Паразитов»

Аудитория клипов k-pop на YouTube со временем выросла с 700 миллионов в 2010 году до 5,5 миллиардов в 2013 году. (Стэплтон, 2014).

В 2019 году доходы самой известной на данный момент k-pop группы BTS достигли невероятных высот: ребята попали в рейтинг Forbes, заняв 15 место среди самых высокооплачиваемых музыкантов ($57 млн). 

Но даже пандемия не смогла снизить доходы групп: да, конечно, почти не было живых выступлений, но корейские менеджеры и стратеги быстро нашли выход. Знаменитые BTS, например, провели онлайн-концерты

Кого послушать и где узнавать новости про k-pop

Если стало интересно и захотелось насладиться корейской культурой, то вот наши рекомендации.

Среди женских коллективов сейчас популярны:

Среди мужских:

Здесь все последние новости про Азию.
А тут только k-pop.

Разобраться в теме помогло обширное исследование Hiu Yan Kong “THE GLOBALIZATION OF K-POP: THE INTERPLAY OF EXTERNAL AND INTERNAL FORCES”. 

Текст: Даша Алексеева

Обложка: unsplash.com